ru | en

Анатолий СИНИЛО (Богушевичи, Беларусь). Рисунки Соломона ЮДОВИНА в белорусских музейных собраниях. История и атрибуция

Соломон Юдовин.  Изготовление тфилин. 1929

Соломон Борисович Юдовин (Шлойме Борухович) родился 27 октября 1892 года в местечке Бешенковичи Лепельского уезда Витебской губернии.

Рисованию учился в Витебске в школе Юдэля Пэна. Позже в Петербурге обучался в Рисовальной школе Общества поощрения искусств, а также частных студиях М. Берштейна, М. В. Добужинского. Принимал активное участие в этнографических экспедициях под руководством С. Ан-ского. В 1923 году его пригласили в Петроград на должность ученого секретаря и хранителя в Музей Петербургского еврейского историко-этнографического общества. Произведения художника хранятся в различных музеях России, Беларуси, Израиля, частных коллекциях.

В данной статье автором описывается графика Соломона Юдовина из довоенных коллекций, сохранившаяся в музеях Минска. Приводятся сведения об источниках поступления работ, атрибутируются ранее неизвестные рисунки, некоторые из них впервые вводятся в научный оборот.

Музейные собрания хранят еще немало загадок. Очень многие экспонаты на протяжении своего существования по разным причинам утратили не только имена своих авторов, но и саму историю создания и бытования. Разгадав эти загадки, мы совершенно иначе начинаем воспринимать предмет, наполненный новым, а вернее старым, но утраченным смыслом.

Изучая наследие Соломона Борисовича Юдовина, мы обратились, прежде всего, к довоенным собраниям, часть которых уцелела в войну и находится в современных белорусских музеях.

На основе записей довоенных инвентарных книг Белорусского государственного музея (далее БДМ) была составлена таблица произведений, в качестве автора которых указан Соломон Юдовин. (См. приложение) [1]. Как следует из таблицы, было три основных источника поступления произведений в музей: от самого художника – шесть работ в 1925 году и одна в 1929 году, восемь гравюр было передано со второй белорусской выставки, и самое большое количество (тридцать два экспоната) привезли в составе коллекции музея Еврейского историко - этнографического общества в Ленинграде. Два рисунка подарил Абрам Бразер, еще у трех экспонатов отсутствуют какие-либо данные об источнике поступления. Всего в БДМ хранилось, как минимум 53 работы, автором которых являлся Соломон Юдовин. Несомненно, что их количество было намного больше. Книги БДМ не включают экспонаты, поступившие после 1934 года. Кроме того, офорты и ксилографии С. Юдовина находились в коллекции Государственной картинной галереи БССР, открытой в Минске в 1939 году. Например, на Всебелорусской выставке «Ленин и Сталин организаторы БССР» 1940 г. демонстрировались офорт С. Юдовина «В новом поселке» и его же ксилография «Новые дома вместо хибарок» 1936 г. [5, 163 - 164.].

В настоящее время в Национальном художественном музее Республики Беларусь (далее НХМ РБ) и Национальном историческом музее Республики Беларусь (далее НИМ РБ) выявлено десять графических работ Соломона Юдовина из довоенных коллекций. Кроме них в НХМ РБ находятся четыре экслибриса, поступившие в музей в 1960-х.

Ниже приводится описание сохранившихся работ из довоенных коллекций.

1. Голова старика (Старик в ермолке). 1925 г. Бумага, карандаш. 11,9×10,5. НХМ РБ. КП 10780, БГ – 1163. Подпись автора «С. Юдовин. 1925г.» в нижнем углу. На обороте «инв 1121, ниже: инв 484 (487?) /зачеркнуто/; слева: черным: 1930» [6][*]. Рисунок поступил в 1967 г. из архива музея. Находился в довоенной коллекции БДМ. Номер 1930 соответствует записи, поставленной при переинвентаризации 1934 года [1, С. 141]. Номер БДМ до переинвентаризации 8007 вероятно не сохранился. Передан из музея Еврейского историко-этнографического общества в 1930 – 1931 гг. Номера музея ЕИЭО: инв 1121, инв 484 (487)?. Размеры, указанные в книге БДМ отличаются на несколько сантиметров. Вывезен в Германию. После войны возвращен в БССР. Опубликован [7]. В списке № 30.

2. Торговля мелочами. 1929 г. Бумага, карандаш. 55×36,3. НХМ РБ. КП 10783, БГ - 1166. В левом нижнем углу подпись автора «Юдовин. 1929г.», в правом номер 3441 и ниже «Калинковичи». На рисунке изображена торговка, ожидающая покупателей, возле небольшого деревянного частного магазина, типичного для местечка. На витрине стоят коробки с товаром, посуда, в центре весы. У входа прибита вывеска с надписью на белорусском языке «Дробны гандаль К. Пінесона» - Мелкая торговля К. Пинесона. Рядом находится похожее здание с вывеской, на которой надпись: «Принимаем в почин» и изображение обуви. Поступил в НХМ РБ в 1967 г. из архива музея. До войны хранился в коллекции БДМ. Номер 3441 соответствует записи в инвентарной книге [2, С.17]. Вывезен в Германию. После войны возвращен в БССР. Опубликован [7]. В списке № 49.

3. Мастерская обуви. 1929 г. Бумага, карандаш. 36×55. НХМ РБ. КП 10779, БГ - 1162. Слева внизу подпись художника «С. Юдовин. 1929 г.» Выше номер 3438. Справа внизу «Юревичи. Мозырск.[ой] окр.[уги]». Изображено деревянное бревенчатое здание с вывеской «Мастерская обуви. Н. Котик». Поступил в НХМ РБ в 1967 г. из архива музея. До войны был в собрании БДМ [2, С. 17]. Номер 3438. Вывезен в Германию. После войны возвращен в БССР. Опубликован [7]. В списке № 46.

4. Старуха. 1929 г. Бумага, карандаш. 38×25. НХМ РБ. КП 10782, БГ - 1165. Слева внизу подпись автора «С. Юдовин. 1929 г». Выше номер 3439. Справа внизу «Витебск». Поясное изображение пожилой женщины в платке, со сложенными руками. Поступил в НХМ РБ в 1967 г. из архива музея. До войны находился в коллекции БДМ [2, С. 17]. Номер 3439. Вывезен в Германию. После войны возвращен в БССР. Опубликован [7]. В списке № 47.

5. Старик за столом. 1929 г. Бумага, карандаш. 36,3×52,3. НХМ РБ. КП 10784, БГ - 1167. Слева внизу «Юдовин». Изображен старик, сидящий за столом и записывающий пером на бумаге. Рядом лежат перья, ножик и стоит чернильница. Поступил в НХМ РБ в 1967 г. из архива музея. До войны был в коллекции БДМ [2, С. 17]. Номер 3442. Вывезен в Германию. После войны возвращен в БССР. Опубликован [7]. Практически до последнего времени рисунок имел абстрактное название «Старик за столом». В книге БДМ название работы «Пісец». Можно утверждать, что это портрет Сойфера (Переписчика текстов священных книг) [9]. В списке № 50.

6. Сапожник. 1929 г. Бумага, карандаш. 55×36. НХМ РБ. КП 10778, БГ - 1161.  Слева внизу «Юдовин. 1929 г.», справа внизу «Сапожник. м.[естечко] Калинковичи». Изображен сапожник, ремонтирующий обувь. На столе разложены инструменты. Над столом висит керосиновая лампа. Поступил в НХМ РБ в 1967 г. из архива музея. До войны был в коллекции БДМ [2, С.-17]. Номер 3440. Вывезен в Германию. После войны возвращен в БССР. Опубликован [7]. В списке № 48.

Следует отметить, что в рисунках, датированных 1929 годом, присутствует определенный эффект постановки, как для фото. Особенно это характерно для двух последних работ: Сойфер и Сапожник. На сайте галереи Мигдаль есть фотография Сойфера Реб Дувид Элье. Аннополь 1912. Положение фигуры и атрибуты практически идентичны рисунку из НХМ РБ. В коллекции фотографий С. Юдовина из Центра «Петербургская иудаика» хранится фото сапожника из местечка Полонное Волынской губернии (1912 г.), также композиционно близкая к работе из НХМ РБ [3, С. 33]. Подобное сходство можно объяснить тем, что художник в экспедиции делал только наброски рисунков, а заканчивал их в мастерской. На картине «Сапожник» видно, что первоначально ракурс головы был несколько иным. Некоторые рисунки могли быть сделаны и с экспедиционных фотографий. Исследователи отмечали, мотивы и типажи, запечатленные на фото в экспедициях Ан-ского 1912-1914 гг., были позже использованы Соломоном Юдовиным в цикле гравюр «Былое» [3, С. 14].

7. Изготовление тфилин. 1929. Бумага, карандаш. 37,3×28. НИМ РБ н/в 2223. Изображен старик в кепке и пальто, вырезающий тфилин (Ил. 1). Слева внизу подпись автора «С. Юдовин. 29 г.». Справа внизу «Изготовление тфилин. Калинковичи». На обороте: красным карандашом 1154, чернилами № 2651. 16. II. 1948, простым карандашом «Юдовін С. Выраб тэфілін», черным тушью инв. 2282 гим, печать НИМ РБ с номером 2223. Поступил в фонды НИМ РБ из музея истории ВОВ, возвращен в 1948 г. из Германии, вывезен из Минска. До войны находился в БДМ [1, С. 138]. Не сохранившийся номер - 1867. В списке № 27.

Зарисовки с датой 1929 г. почти все из Калинковичей или окресностей и один из Витебска, в книгах БДМ источник поступления не указан. Тем не менее можно предположить, что первоначально эти работы предназначались для музея Еврейского историко-этнографического общества в Ленинграде и, вероятно, в БДМ поступили именно оттуда. В Санкт-Петербургском архиве сохранились документы музея ЕИЭО, среди которых есть материалы об организации этнографических экспедиций, в частности запрос в Бюро краеведения г. Мозырь Гомельской обл. и в еврейский отдел Института белорусской культуры в Минске об оказании помощи в проведении экспедиции, а также благодарность народному судье г. Мозырь за содействие С. Б. Юдовину и И. Н. Винникову в экспедиционной работе [10, С. 436]. Калинковичи в 1929 г. относились к Мозырской округе.

8. Деревянная синагога. 1920-е. Бумага, тушь. 42×47. НИМ РБ КП 6059. Изображено здание с небольшой каменной пристройкой (Ил. 2). На обороте надписи фиолетовыми чернилами 2589, ниже 14. II. 1948, тушью инв 2363 гим, печать НИМ РБ с номером 6059, красным карандашом 282, простым карандашом «Неизв. худ. Деревянная синагога», в нижнем углу тушью 1996. Поступил в фонды НИМ РБ из музея истории ВОВ, возвращен в 1948 г. из Германии, вывезен из Минска [8]. До войны находился в БДМ, куда был передан из музея ЕИЭО. В списке № 32. Среди экспонатов, поступивших из Ленинграда, было несколько рисунков С. Юдовина с видами известных синагог. В их числе синагоги в Кракове, Наровле, Олькениках, Насельске. Поиск иконографического материала помог определить синагогу на рисунке. Это знаменитое своими росписями здание синагоги в местечке Ярмолинцы Проскуровского уезда Подольской губернии [11, Ил. 347, 348][†]. Учитывая происхождение, тематику, размеры работы и наличие в музее ЕИЭО других подобных изображений, автором можно назвать Соломона Юдовина.

С.Юдовин. Одежда польских евреев. 16–17 вв. 1920-е.

9. Одежда польских евреев. 16–17 вв. 1920-е. Бумага, тушь. 46×32,5. НИМ РБ. н/в 801. Изображены двое мужчин. Снизу надпись «Одежда польских евреев XVIXVII веков» (Ил. 3). На обороте печать НИМ РБ с номером н/в 801. В списке № 38. Несмотря на отсутствие номеров на обороте, которые были утрачены во время реставрации, можно восстановить музейную историю предмета. В описи возвращенных ценностей 1948 г. под номером 2205 упоминается рисунок «Одежда польских евреев» [8]. Особенно ценными являются сведения о старых номерах. № 44, немецкий вывозной. Под № 2111 в книге БДМ лаконично написано «Рысунак. Польскі яўрэй. 16 –17 ст. Юдовін». Номер, присвоенный рисунку при поступлении – 8044/4. Как минимум пять работ имели такой же номер, 8044: Одежда польских евреев (2 экз.), еврейский мясник в Праге, портрет Моисея Маймонида, портрет Исаака де Фонсека. Они вошли в коллекцию БДМ 14. ІХ. 1931 и были переданы из музея ЕИЭО.

«Одежда польских евреев» является перерисовкой с картинки (Ил.4), помещенной в еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона [4]. Второй рисунок с таким же названием, утраченный во время войны, мог быть парным сохранившемуся, только с изображением женских типажей. Перерисовками были и остальные работы, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона есть также иллюстрация – еврейский мясник в Праге.

Соломон Юдовин был хранителем еврейского музея в Ленинграде и, вероятно, изготавливал для экспозиции дополнительные иконографические материалы – изображения синагог, портреты ученых и раввинов, типажи. Эта гипотеза подтверждается как упоминанием явно копийных работ в списках, так и рисунками в современных собраниях музеев.

10. Голова старика. 1926. Бумага, тушь. 24,5×19. НХМ РБ КП 10781, БГ - 1164. Изображена голова старика в ермолке. В декоративной орнаментированной рамке. Внизу подпись автора и название работы на идише. На обороте написана дата 26 г., название и автор, красным 10 р (ф?). Поступил в НХМ РБ в 1967 г. из архива музея. До войны предположительно находился в коллекции БДМ. Вывезен в Германию. После войны возвращен в БССР. Опубликован [7]. Портрет старика идентичен такому же портрету, выполненному карандашом в 1925 г. Отличие в зеркальном отображении. Это можно объяснить тем, что художник использовал рисунок карандашом как один из вариантов для последующего изготовления гравюры. Это подтверждается наличием гравюры с идентичным изображением старика в ермолке в цикле гравюр «Былое». Отсутствие номеров не позволяет назвать источник поступления в довоенные коллекции. На одной из фотографий экспозиции музея еврейского историко-этнографического общества, датированной 1925 годом, можно рассмотреть очень похожий и близкий по размерам рисунок. Это может быть один и тот же экспонат. Надпись на обороте с указанием даты поставлена позже. Гипотетически, портрет старика был передан из музея ЕИЭО. Дальнейшие поиски, возможно, помогут ответить на этот вопрос.

Таким образом, в ходе работы была описана графика Соломона Юдовина из довоенных коллекций музеев Минска. Приведены сведения об источниках поступления работ, большинство из которых поступило в БДМ из музея ЕИЭО, атрибутированы ранее неизвестные рисунки, которые впервые вводятся в научный оборот.

К сожалению, не ясна судьба еще одного рисунка Соломона Юдовина, упоминаемого в описи возвращенных ценностей в 1948 году. Это было изображение синагоги в Казимеже, предместье Кракова. Вероятно, этот рисунок может находиться в фондах музея как не атрибутированный.

С.Юдовин. Синагога в Ярмолинцах

 

Приложение 1.

 

Список работ Юдовина Соломона Борисовича из довоенной коллекции Белорусского государственного музея

Название работы

Техника, размеры

Дата поступления

Инвентарный номер при поступлении

Инвентарный номер переинвентар- зации 1934 г.

Источник поступления

1

Старый еврей.

Бумага, тушь, перо.

25. ІІІ. 1925

6027/28

1750

От автора

2

Старый еврей за столом.

Бумага, тушь, перо.

25. ІІІ. 1925

6027/29

1751

– // –

3

Лист с орнаментом из древнего молитвенника.

Бумага, тушь.

18. ІІІ. 1925

6027/23

1794

– // –

4

Занавес из Дубинской синагоги.

Бумага, тушь.

18. ІІІ. 1925

6027/24

1795

– // –

5

Мизрах.

Бумага, тушь. Литография.

18. ІІІ. 1925

6027/21

1796

– // –

6

Голова еврея.

Бумага, тушь.

17×14,5

05. І. 1925

5978/2

1804

От Бразера

7

Еврейское местечко.

Бумага, грав.

14,5×14,5

16. ІІ. 1928

7072/8

1822

Со 2-й Белорусской художественной выставки

8

Еврейское местечко.

Бумага, грав.

14×14

16. ІІ. 1928

7072/9

1823

– // –

9

Вид городского предместья.

Бумага, гравюра.

16. ІІ. 1928

7072/7

1824

– // –

10

Сапожник.

Бумага, гравюра.

8,5×10

16. ІІ. 1928

7072/5

1825

– // –

11

Базар.

Бумага, гравюра.

9,8×13,5

24. ІІІ. 1931

8710/3

1826

Из музея Еврейского историко-этнографического общества (далее ЕИЭО)

12

Мальчик – газетчик.

Бумага, гравюра.

12,5×10

24. ІІІ. 1931

8710/8

1827

Из музея  ЕИЭО

13

Голова еврея.

Бумага, гравюра.

8×10,5

24. ІІІ. 1931

8710/12

1828

Из музея  ЕИЭО  

14

За чтением.

Бумага, гравюра.

26,5×15,5

24. ІІІ. 1931

8710/5

1829

Из музея  ЕИЭО

15

Экслибрис Шапиро.

Бумага, гравюра.

11,5×12,5

24. ІІІ. 1931

8710/11

1830

Из музея  ЕИЭО

16

Местечко.

Бумага, гравюра.

12,8×14

24. ІІІ. 1931

8710/2

1831

Из музея  ЕИЭО

17

Базар, торговец за прилавком.

Бумага, гравюра.

16×23,5

24. ІІІ. 1931

8710/6

1832

Из музея  ЕИЭО

18

Голова мальчика.

Бумага, гравюра.

16,4×14,3

24. ІІІ. 1931

8710/4

1833

Из музея  ЕИЭО

19

Голова старика.

Бумага, гравюра.

24×16

24. ІІІ. 1931

8710/7

1834

Из музея  ЕИЭО

20

Экслибрис.

Бумага, гравюра.

12,5×13,5

24. ІІІ. 1931

8710/9

1835

Из музея  ЕИЭО

21

Старая синагога.

Бумага, гравюра.

14×12

16. ІІ. 1928

7072/1

1856

Со 2-й Белорусской художественной выставки

22

Похороны на еврейском кладбище.

Бумага, гравюра.

12,5×13,5

16. ІІ. 1928

7072/2

1857

– // –

23

На кладбище.

Бумага, гравюра.

11×13

16. ІІ. 1928

7072/4

1858

– // –

24

Похороны еврея на кладбище.

Бумага, гравюра.

12,5×14

16. ІІ. 1928

7072/3

1859

– // –

25

Вести о погроме.

Бумага, гравюра.

13,2×9,5

06. ІІ. 1929

7632/1

1860

– // –

26

Синагога в местечке.

Бумага, тушь, перо.

05. І. 1925

5978/1

1864

От Бразера

27

Изготовление тфилин. Калинковичи. 1929.

Бумага, карандаш.

 

 

1867

Из музея  ЕИЭО

28

Большая синагога в Витебске.

Гравюра.

15×10,5.

 

8015

1874

Из музея  ЕИЭО

29

Еврейский дом в Витебске.

Бумага, карандаш.

18. ІІІ. 1925

6027/25

1929

От автора

30

Голова старика.

Бумага, карандаш.

16×13

 

8007

1930

Из музея  ЕИЭО

31

Еврейский мясник в Праге. Копия рисунка 18 века.

Бумага, тушь.

46×32

14. ІХ. 1931

8044/2

1955

Из музея  ЕИЭО

32

Синагога в Ярмолинцах.

Бумага, тушь, перо.

42×47

 

 

1996

Из музея  ЕИЭО

33

Старинная деревянная синагога в Насельске 1692 года.

Бумага, тушь.

45×65

 

7996/2

2014

Из музея  ЕИЭО

34

Старинная синагога в Кракове.

Бумага, тушь.

71×53

14. ІХ. 1931

8054

2015

Из музея  ЕИЭО

35

Старинная синагога в Наровле.

Папера, туш.

69×54

01. І. 1932

 

9001/10

2016

Из музея  ЕИЭО

36

Исаак бен Яков Альфаси (1013-1103).

Бумага, тушь.

 

 

 

2017

Из музея  ЕИЭО

37

Синагога в Олькениках, Виленской губернии.

Бумага, тушь.

56×46

 

8004

2054

Из музея  ЕИЭО

38

Одежда  польских евреев. 16 -17 вв. 1920 – е.

Бумага, тушь.

46×32,5

14. ІХ. 1931

8044/4

2111

Из музея  ЕИЭО

39

Моисей Маймонид.

Бумага, тушь.

52,5×43

 

8044/5

2137

Из музея  ЕИЭО

40

Народные артисты в праздник Пурим.

Бумага, тушь.

62×46,5

 

8018

2148

Из музея  ЕИЭО

41

Каменная синагога.

Бумага, тушь.

 

 

2150

Из музея  ЕИЭО

42

Резчик мацев.

Бумага, карандаш.

 

8694 (зачеркн.)

2180

Из музея

ЕИЭО

43

Исаак де Фонсека.

Бумага.

42×32,5

14. ІХ. 1930

8044/?

2629

Из музея  ЕИЭО

44

Голова старого еврея. 1917.

Бумага, тушь.

32×24

13. ІХ. 1930

7993

2946

Из музея  ЕИЭО

45

Одежда польских евреев 16 – 17 вв.

Бумага, перо, тушь.

46×32

 

8044/1

2948

Из музея  ЕИЭО

46

Мастерская обуви. Юровичи. Мозырской округи. 1929.

Бумага, карандаш.

36×55

 

 

3438

Из музея  ЕИЭО

47

Старуха. Витебск. 1929.

Бумага, карандаш.

38×25

 

 

3439

Из музея  ЕИЭО

48

Сапожник. 1929.

Бумага, карандаш.

55×36

 

 

3440

Из музея  ЕИЭО

49

Торговля мелочами. Калинковичи. 1929.

Бумага, карандаш.

55×36,3

 

 

3441

Из музея  ЕИЭО

50

Сойфер. 1929.

Бумага, карандаш.

36,3×52,3

 

 

3442

Из музея  ЕИЭО

51

Изготовление памятников. 1929 (?).

Бумага, карандаш.

 

 

3766

 

52

Экслибрис для книг Лурье.

Гравюра, пергамент.

6×4

06. ІІ. 1929

7632/3

3794

От автора

53

Голова еврея.

Бумага, карандаш.

 

 

3826

 

 

 

Примечания

1. «Інвентарная кніга Беларускага Дзяржаўнага гістарычнага музея г. Менска» № 1 (інв. №№ 1 - 3058). 1934 г. // Архив НИМ РБ.

2. «Інвентарная кніга Беларускага Дзяржаўнага гістарычнага музея г. Менска» № 2 (інв. №№ 3059-6754). 1934 г. // Архив НИМ РБ.

3. Иванов А.И. Опыты «молодого человека для фотографических работ» Соломон Юдовин и русский пикториализм. Фотографии С. Юдовина. Выставка первая. Каталог. Из коллекции центра «Петербургская иудаика». СПБ. 2005.

4. Интернет ресурс: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона — Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/ Еврейская_энциклопедия_Брокгауза_и_Ефрона Том двенадцатый. Обычай — Проказа. — [1912]. — [10], 962 стб., 12 л. ил., карт. : ил. (РГБ); Иллюстрация из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1906—1913). Одежда польских евреев XVIII века. https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Одежда. Дата доступа: 18.07.2018.

5. Каталог. Усебеларуская выстаўка выяўленчага мастацтва «Ленін і Сталін арганізатары БССР». Дзяржаўная карцінная галерэя БССР, Мінск. 1940. 187 с.

6. Научная картотека Национального художественного музея Республики Беларусь. Отдел современного белорусского искусства.

7. Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь. З гісторыі даваенных збораў. Страты і вяртанні. Дакументы і фотаздымкі. Віртуальная выстаўка [Электронны рэсурс].-Электрон. дан. (1,21 Гб).-Мінск: Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь, Нацыянальны архіў Рэспублікі Беларусь, ТАА Дзью Поінт, [б.г.].-1 электрон. опт. дыск (DVD).

8. Нацыянальны архіў Рэспублікі Беларусь. Ф. 790. Воп. 1. Спр. 69. А. 1-229. Акт і вопіс музейных экпанатаў, вернутых у БССР з Германіі. А.132. № 2589. Рис. Деревянные синагоги. Неизвест. худ. Бумага, акварель. 42 х 47. № 282; А 114 № 2205. Бумага. 30 х 40. с/пов. Рис. акварелью «Одежда польских евреев 17-18 век», № 44, 2111, БДМ.

9. Протокол атрибуционного совета № 57. 2016 г. // Архив Национального художественного музея Республики Беларусь.

10. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт – Петербурга.  Ф. 311, 1893 – 1929, 8 ед. хр. Музей еврейского – историко этнографического общества. Документы  по истории и культуре евреев в архивах Санкт – Петербурга: Путеводитель. Т. 2. : Региональные архивы/ Рос. гос. гуманитар. ун - т и др.; Науч. ред. – сост. А. И. Иванов, М. С. Куповецкий. – СПб.: Изд. дом «Миръ», 2012. – 584 с.

11. Piechotkowie M.K. Bramy Nieba. Boznice drewniane. Warszawa. 1996. Фотографии хранятся в фонде Таранущенко, библиотека им. Вернадского, Киев.

 

[*] Автор выражает искреннюю благодарность ведущему научному сотруднику Национального художественного музея Республики Беларусь Войцеховской Валентине Владимировне за возможность работы с картотекой.

[†] Автор выражает искренню благодарность ведущему научному сотруднику, хранителю фонда «Иудаизм» ГМИР, Санкт-Петербург Соколовой Алле Викторовне  за помощь в поиске иконографического материала.