ru | en

Артур РУДЗИЦКИЙ Непокоренное искусство (О еврейских живописцах в годы нацизма)

Источник:  Артур Рудзицкий  Непокоренное искусство  //журнал "Антиквар", No  9 (23) /сентябрь 2008

 

"Автопортрет с жёлтой звездой" Айзика Федера (1886, Одесса- 1943,  Освенцим)

 

15 сентября 1935 г. в Нюрнберге на очередном ежегодном съезде нацистской партии были приняты антиеврейские законы «О гражданах Рейха» и «О защите германской крови и чести», окончательно изолировавшие еврейское население страны от немецкого («арийского»).

Следующим шагом нацистской пропаганды было создание термина «дегенеративное искусство», которым обозначили все новаторские течения 1910–1920 годов.

Искусство это представлялось не столько антиклассическим,  сколько  еврейско-большевистским,       антигерманским, а  потому  опасным  для  нации  и  всей  арийской расы. Выставка под названием «Дегенеративное искусство», представлявшая около 650 произведений, конфискованных в 32 музеях Германии, была  открыта  19  июля  1937  г.  в  мюнхенском «Доме искусства». Среди художников, чьи работы   демонстрировались   в   экспозиции,   были Эрнст  Барлах,  Макс  Бекманн,  Георг  Грос,  Отто Дикс,   Василий   Кандинский,   Эрнст   Людвиг Кирхнер,  Пауль  Клее,  Оскар  Кокошка,  Ловис Коринт,  Вильгельм  Лембрук,  Эль  Лисицкий, Франц  Марк,  Пит  Мондриан,  Ласло  Мохой-Надь,  Эдвард  Мунк,  Эмиль  Нольде,  Макс  Пехштейн,  Марк  Шагал,  Макс  Эрнст,  Алексей  Явленский и др.

Именно тогда ощущавшие постоянную угрозу  жизни,  лишенные  в  нацистском  государстве всех  человеческих  прав  евреи  начали  покидать Германию.  Из  страны  были  изгнаны  и  «выдавлены» тысячи писателей, художников, музыкантов.  Бежавших  от  нацистской  диктатуры  представителей интеллектуальной элиты еврейского происхождения  судьба  разбросала  по  разным странам и континентам.

1  сентября  1939  г.  германская  армия  вторглась в Польшу. Началась Вторая мировая война. Оккупировав  Чехию,  Нидерланды,  Бельгию,  16 июня 1940 г. войска Рейха входят в Париж.

В  марте  1941  г.  под  Парижем  был  создан транзитный  лагерь  Дранси,  служивший  исходным  пунктом  для  отправки  евреев  в   лагеря смерти  в  Польшу.  Начались  массовые  облавы. С середины июля и до конца 1942 г. 28 000 парижских  евреев  были  отправлены  в   Дранси. А  уже  оттуда  дорога  была  одна:  в  Освенцим и Собибор отходили многочисленные эшелоны, в  каждом  из  которых  перевозилось  примерно по  тысяче  человек. 

Среди  них  и  художники  –выходцы  с   Украины,  переехавшие  в   1910–1920х гг. во Францию. Мы приведем небольшой список самых известных  художников,  закончивших  жизнь  в газовых камерах Освенцима и Майданека, замученных в других местах...

 

ТЕКСТ см. ниже в PDF:

Артур РУДЗИЦКИЙ Непокоренное искусство Артур РУДЗИЦКИЙ Непокоренное искусство 1177 Kb